|
ИМПУЛЬС
К ПРОГРЕССУ
Газета «Рабочая сила труда», октябрь
2003 г.
«Чтоб
вам жить в интересные времена…»
Старинное восточное проклятие.
Мы с вами живем в крайне интересное время. Путь
к рыночной экономике пролег по развалинам многих предприятий, многие
специальности стали не нужны, далеко не все люди смогли стать предпринимателями.
Для работы в новых условиях потребовались новые практические знания
и умения, которые система среднего и высшего образования до сих
пор не может обеспечить в полной мере. Как раз восполнить этот пробел
и призвана система дополнительного профессионального образования,
и, в частности, профессиональные курсы.
17 октября 2003 года в Петербурге прошел Круглый
стол образовательных организаций России, на котором с огромным интересом
был воспринят опыт Центра профессиональной подготовки «Импульс».
Эта санкт-петербургская организация вот уже пять лет претворяет
в жизнь свою уникальную систему подготовки кадров, о которой и хочется
рассказать.
Профессиональные знания ценны только тогда, когда
они применяются на практике. Этот неоспоримый принцип взят на вооружение
«Импульсом» как основополагающий. Применительно к курсам он звучит
так: «Дал практические знания – помоги устроиться на работу». Нужно
ли говорить, что для достижения положительных результатов пришлось
изрядно потрудиться?
Прежде всего, была введена система отбора на
курсы. Ведь далеко не каждый может работать логистиком или дизайнером.
Поэтому существуют критерии приема на подготовку по той или иной
специальности, где учитываются личные данные будущего слушателя
курсов – образование, возраст, имеющиеся навыки. Здесь подключается
еще один принцип «Импульса» - зачастую нет необходимости кардинально
менять свою жизнь, достаточно к имеющемуся опыту добавить современные
знания и использовать их в совокупности. На плечи консультантов
легла достаточно серьезная задача – во время собеседования выявить
профессиональный потенциал человека и порекомендовать ему такой
комплекс подготовки, который действительно будет ему полезен, поможет
в карьерном росте. Эту задачу можно выполнить, только смотря на
собеседника глазами работодателя: а возьму ли я человека с такими
данными на работу, и в качестве кого он будет наиболее полезен?
Последствия – пришлось научиться отказывать в приеме на курсы, даже
проводились специальные тренинги на эту тему для сотрудников «Импульса».
А что делать, если человек и сам не знает, где
он может проявить себя? Дополнительно к консультациям специалистов
пришло на помощь компьютерное тестирование. Десять – пятнадцать
минут работы за компьютером дают вполне определенный перечень профессий,
на которые данному лицу следует обратить внимание при ответе на
вопрос «Кем быть?». Остается только выяснить, по каким из этих профессий
может помочь в подготовке и устройстве на работу «Импульс». Результат
всей этой работы – учебные группы формируются не из случайных людей,
а из реально заинтересованных в получении знаний и объективно способных
применить их на практике.
Сформировать учебную группу мало – нужно дать
такие знания, чтобы человек не боялся встречи с работодателем, мог
достаточно грамотно ответить на профессиональные вопросы, показать
практические навыки, да и морально чтобы был подготовлен к своему
новому статусу «начинающий специалист». Основная роль здесь отводится
преподавателям. Это, безусловно, энтузиасты своего дела, имеющие
как практический опыт по своему курсу (как правило, авторскому),
так и педагогический. Занятия проводятся в условиях, приближенным
к деловым играм, используются реальные бланки (бухгалтерской отчетности,
например, или таможенные декларации). Дается только тот материал,
который действительно находит применение на практике. Кроме того,
по окончании курса слушателям курсов выдаются компакт-диски из серии
«В поддержку выпускника», содержащие необходимую нормативную, справочную
информацию, специализированные компьютерные программы и т.д. Этим
достигается цель обеспечить начинающего специалиста базой, необходимой
для начала трудовой деятельности.
Система поддержки выпускника курсов включает
также бесплатные консультации преподавателей, стажировку по профилю
и помощь в трудоустройстве. По некоторым направлениям (например,
страхование) стажеру даже выплачивается стипендия, а при приеме
на работу возмещается стоимость обучения.
Что же касается помощи в трудоустройстве, то
она также бесплатная и оказывается до тех пор, пока человек не устроится
на работу.
Пожалуй, обеспечение этой части системы трудоустройства
потребовало самых больших затрат сил. Нужно было доказать работодателям,
что выпускники курсов «Импульса» вполне способны выполнять профессиональные
функции. Ведь недостаток опыта у людей, осознанно идущих по пути
самосовершенствования, вполне компенсируется желанием работать.
А консультации преподавателей помогут им достойно выходить из ситуаций,
непременно возникающих с началом деятельности на новом поприще.
Чтобы работодатели смогли получше познакомиться со своими потенциальными
сотрудниками, они стали приглашаться на встречи непосредственно
в учебные группы, иногда и для участия в сдаче зачета. Поэтому первые
предложения о приеме на работу слушатели курсов получают уже во
время обучения. Но и после приема выпускника на работу «Импульс»
следит за его ростом. Если уволился, то почему? Если не прошел испытательный
срок, то в чем причины? Если пошел на повышение, то что сыграло
главную роль, личные качества или необходимая подготовка? И ответы
на эти вопросы нужно получать у обеих сторон – и у работника, и
у руководителя. Сотрудникам «Импульса» приходится посещать организации,
где работают их выпускники, чтобы видеть условия работы, беседовать
с руководителями этих организаций, узнавать о плюсах и минусах подготовки
на курсах. Таким образом, на основании сбора информации идет постоянная
корректировка учебных программ, требований к приему на курсы.
Каков итог этой большой подготовительной работы?
Центр профессиональной подготовки «Импульс» на настоящий момент
- единственная образовательная организация в Санкт-Петербурге, заключающая
комплексные договоры на обучение и трудоустройство при записи на
курсы, причем все обязательства по трудоустройству достаточно четко
прописаны в договоре (судя по откликам на Круглом столе, в других
регионах России такой подход к профессиональной подготовке тоже
внове). Основания для таких обязательств есть – организации города
готовы к приему на работу выпускников «Импульса», количество поступающих
от них вакансий соответствует выпускному потоку, а по некоторым
направлениям (продавцы, секретари, специалисты по страхованию и
т.д.) даже превышает возможности курсов по выпуску. Нужно ли говорить,
что при таком подходе учебный центр вправе требовать у слушателей
курсов выполнения их обязательств? Если не сдан курсовой зачет,
то о трудоустройстве не может быть и речи (а сдача зачета у будущих
бухгалтеров, например, имитирует сдачу отчетности в налоговые органы).
Это еще один принцип «Импульса» - помогать тем, кто и сам активно
старается улучшить свое положение.
Радует то, что в Санкт-Петербурге есть работодатели,
которые не боятся принимать на работу людей сразу после курсов и
готовы помочь им в становлении. В качестве примера можно привести
фирму «М&T Consulting», которая с 1999 года постоянно пользуется
услугами службы трудоустройства «Импульса». В этой фирме организована
система стажировки выпускников курсов по различным направлениям
(дизайнеры, секретари, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе),
причем лучшие стажеры остаются здесь на работу. С того же 1999 года,
например, работает в «М&T Consulting» начальник отдела, пришедший
сначала как стажер после курсов «Секретарь-референт». Рост налицо.
И довольны все три стороны: человек реализовал свои способности,
фирма получила ценного сотрудника, учебный центр помог им встретиться.
Хотелось бы, чтобы подобные контакты образовательных организаций
с организациями-работодателями стали нормой.

|
|